Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации
Зарубежная практика производственной кооперации и субконтрактации"
Развитие механизмов производственной кооперации и субконтрактации относится к инструментам повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста. Субконтрактация явилась одним из слагаемых, обеспечивших высокие темпы экономического развития в таких странах, как Япония, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция.
Так в Японии в начале 80-х гг. доля малых фирм, работающих по субконтрактным схемам, составила 65%, причем в электронной промышленности (отрасли-локомотиве японской экономики) эта цифра достигала 86%.
В процесс промышленной субконтрактации в странах Европейского Сообщества вовлечено около 300 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 4 млн. чел. Общий объем продукции, произведенной по субконтрактам, в 1999 году превысил 35 млрд. евро, что составляет около 15% всего объема продукции, выпускаемой в странах ЕС.
В западной практике субконтрактация получила наибольшее распространение в машиностроении, в таких его секторах, как автомобилестроение, производство оборудования для железнодорожного транспорта, станкостроение, а также в радиоэлектронной и электротехнической промышленности.
Как показывает современный мировой опыт, в остальных отраслях процессы производственной кооперации способны приносить не меньший эффект. Помимо сферы машиностроения и металлообработки, субконтрактация активно развивается в электротехнике и электронике, резинотехнической и полимерной промышленности, деревообработке и производстве мебели.
В организации субконтрактных отношений выделяют две модели, которые в литературе получили название американской и японской.
1. Американская модель субконтрактации.
Основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей, то есть требует развитого рынка субконтрактации. Основным критерием отбора исполнителей заказа служит предлагаемая цена.
Такая система существует в тесной связи с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм-исполнителей, доступностью лизинговых отношений для субконтракторов и т.п.
Для американской модели субконтрактации отношения между заказчиком и исполнителем строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа. Обычно крупное автомобилестроительное предприятие имеет 2-2,5 тыс. субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как Chrysler, Ford и General Motors, изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих (34, 38 и 47 % соответственно). Остальные комплектующие поставляются в рамках субконтрактных заказов.
Развитию американской модели субконтрактации способствовала не только либеральная экономическая политика, но и система государственных заказов, в частности для оборонного сектора.
2. Японская модель субконтрактации.
Для японской модели характерно ранжирование предприятий-субконтракторов в зависимости от располагаемых производственных мощностей и уровня технологии. В Японии сложилась многоуровневая система субконтрактации: контрактор передает заказ нескольким субконтракторам, которые в свою очередь сотрудничают с субконтракторами более низкого уровня.
Крупное японское автомобилестроительное предприятие имеет в среднем 300-400 субконтракторов. С субконтракторами первого уровня устанавливаются прямые долгосрочные отношения. Такие гиганты японского автомобилестроения, как Nissan и Toyota, самостоятельно производят чуть больше 1/4 используемых комплектующих (26 и 29% соответственно), получая остальные по субконтрактным заказам.
Критериями отбора субконтаркторов служат не цены, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров. Обычно контракт заключается на период выпуска определенной модели изделия и продляется в будущем, если субконтрактор удовлетворяет заказчика.
Что касается цены, то японские контракторы отказались от идеи ее сбивания путем конкурентной борьбы между субконтракторами. Наоборот, заказчики стремятся установить прочные партнерские отношения с исполнителями для повышения эффективности производства. И хотя начальная цена устанавливается на основе детальной сметы затрат, в последствие к ней прибавляется доля экономического эффекта, получаемого контрактором. Начальная цена учитывает и прибыль субконтрактора, и амортизацию используемого оборудования, и увеличение цен на сырье.
Особенностью японской модели субконтрактации является тесная производственно-техническая интеграция крупных заказчиков и более мелких исполнителей. Часто заказчик поддерживает регулярные контакты с исполнителем, принимает активное участие в освоении производства комплектующих, оказывает содействие в повышении контроля качества, предоставляет техническую, технологическую и финансовую помощь. Японская модель субконтрактации позволяет сформировать отраслевые и межотраслевые кластеры, что является ее несомненным преимуществом перед американской моделью. Анализируя две представленных модели субконтрактации, эксперты пришли к выводу, что автомобильная промышленность Японии в сравнении с автомобильной промышленностью США имеет на 300-600 долл. больший выигрыш на произведенный автомобиль (эти цифры подтвердились и для филиалов японских компаний за рубежом).
В большинстве индустриально-развитых стран развитие производственной кооперации и субконтрактации является задачей государственной экономической политики, в некоторых из них передача субконтрактных заказов малым предприятиям закреплена законодательно.
Большой интерес представляет опыт Испании в развитии субконтрактных отношений. С середины 70-х гг. XX в. в Испании, значительно отстававшей от ведущих индустриальных стран по конкурентоспособности своей промышленности, началось активное внедрение механизмов производственной кооперации и субконтрактации. Инициаторами проекта стали: торгово-промышленные палаты, Институт малых и средних предприятий, Институт внешней торговли. Основная идея заключалась в преодолении экономического кризиса путем загрузки испанских промышленных предприятий производственными заказами крупных транснациональных компаний (преимущественно автомобильных).
На базе Торгово-промышленной палаты г. Бильбао был создан Центр промышленной кооперации и субподряда, к которому в последствие прибавился Международный выставочный центр (один из крупнейших в мире). На начальном этапе деятельности ТПП г. Бильбао была сформирована база данных предприятий-субконтракторов, содержащая информацию о выпускаемой продукции и производственных возможностях испанских фирм. На основе созданной базы данных был выпущен соответствующий каталог субконтракторов.
Важным этапом развития системы субконтрактации в Испании стало участие предприятий-субконтракторов в монографических специализированных выставках (Чикаго, Копенгаген, Париж, Ганновер, Бирмингем). В 80-х гг. в Бильбао организовали международную выставку "Субподряд и промышленная кооперация", которая проводится по нечетным годам и является третьим по величине мероприятием в Европе, направленным на установление контактов с заказчиками. Развитие производственной кооперации стало продвигаться быстрыми темпами: в 90-е гг. на базе 29 торгово-промышленных палат городов Испании были созданы биржи субконтрактации. Лидирующее положение сохранила за собой ТПП г. Бильбао, в ее выставке участвует более 350 фирм, а посещают более 8000 представителей различных предприятий.
Распространение практики субконтрактации позволило Испании в короткие сроки развить сеть мелких и средних предприятий, которые первоначально специализировались на выполнении заказов крупных зарубежных компаний. Экономический подъем и последующее углубление процессов производственной кооперации привели к возрождению крупной промышленности, что позволило сформировать внутренний рынок субконтрактации. Развитие мощной промышленности внутри страны снизило зависимость Испании от иностранных компаний, заложило основу для стабильного экономического роста и повышения благосостояния населения.