Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации

ЯрТПП

Аутсорсинг

Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг - практика, помогающая компаниям развиваться условиях высокой рыночной конкуренции путем снижения издержек при сохранении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Аутсорсинг (outsoursing) – бизнес-технология, предусматривающая передачу сторонним специализированным компаниям (аутсорсинговым компаниям – аутсорсерам) процессов или функций внутри своего бизнеса вместе с ответственностью за результат выполнения этих процессов.

Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом "оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других".

Нужно различать термины «аутсорсинг» и «субконтрактинг» (subcontracting). В случае аутсорсинга заказчик полностью поручает исполнителю ведение проекта и получает от него только конечный результат (т.е. все риски проекта, как правило, несет исполнитель). При субконтрактинге заказчик получает результат и управляет всеми работами субподрядчика по проекту (т.е. риски проекта разделены между заказчиком и исполнителем).

В настоящее время ЯрТПП проводит исследование рынка аутсорсинговых услуг с целью создания базы данных предприятий-заказчиков и предприятий-аутсорсеров Ярославской области. Анкета участника проекта.


Виды аутсорсинга

На сегодняшний день выделяют три основных вида аутсорсинга:

  • аутсорсинг информационных технологий (IT–аутсорсинг);
  • аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО — business process outsoursing);
  • производственный или промышленный аутсорсинг.

При такой классификации каждый вид поддается конкретному описанию.
Отдельно выделен IТ-аутсорсинг, который рассматривается, во-первых, как родоначальник современного аутсорсинга, а, во-вторых, как лидер рынка аутсорсинговых услуг.

IТ-аутсорсинг - это полная или частичная передача специализированной компании функций, связанных с информационными технологиями (обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; создание и поддержка публичных web-серверов; управление информационными системами; приобретение в лизинг компьютерного оборудования, оффшорное программирование).

Существуют следующие основные ресурсы IT-аутсорсинга:

  • профессиональный (у аутсорсера есть специалисты лучше, чем у вас);
  • производственно-технологический (аутсорсер располагает необходимыми мощностями);
  • финансово-административный (аутсорсер может управлять некоторыми проектами и транзакциями так, чтобы ускорить их выполнение и снизить стоимость);
  • географический (в некоторых регионах мира работа может стоить дешевле).

Активное развитие IТ-аутсорсинга во всем мире объясняется стремительным развитием информационных технологий, когда компаниям сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов. Становится выгоднее привлекать профильные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения.

Производственный или промышленный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга.

Производственный аутсорсинг позволяет компании, во-первых, сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость производства - на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса, и наконец, вести бизнес на рынках с дешевой рабочей силой.

Аутсорсинг бизнес-процессов, согласно традиционному подходу, при котором бизнес-процессы разделяются на «основные» и «вспомогательные», представляет собой передачу сторонней организации нестратегических или незначимых процессов. К их числу относятся управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика, клининг, вывоз и рекуперация отходов и бытового мусора и др.

Однако, предметом аутсорсинга могут быть все бизнес-процессы. Встречаются ситуации, при которых возможна передача на аутсорсинг основных функций. Например, в случае технологического скачка, когда фирма не может самостоятельно успеть за развитием технологий, или для выхода на новые быстро развивающиеся рынки. При этом возможно взаимодействие с компаниями, работающими на том же рынке и рассматривавшимися до этого как конкуренты.

Причины, по которым компании прибегают к аутсорсингу:

  • возрастающее усложнение бизнес-процессов;
  • стремление получить максимальное качество выполнения бизнес-функций, но при этом сократить собственные издержки;
  • возможность высвободить ресурсы и сосредоточиться на основной деятельности компании.

Преимущества и недостатки аутсорсинга

К числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, можно отнести составляющие:

  • снижение себестоимости функций или процессов, передаваемых аутсорсеру. Последний, как правило, специализируется на выполнении узкого круга порученных ему функций для нескольких клиентов. Удешевление услуг аутсорсера может достигаться благодаря эффекту тиражирования;
  • повышение качества и надежности выполнения переданных на аутсорсинг функций, так как при решении сходных задач аутсорсеры имеют определенный накопленный опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный взаимозаменяемый персонал. На аутсорсера можно возложить ответственность за результат, что должно быть детально определено в договоре;
  • повышение эффективности работы компании за счет освобождения от непрофильных функций и концентрации на основных стратегически важных направлениях. Компания-заказчик может улучшить репутацию и увеличить стоимость брэнда в результате более качественного обслуживания ее клиентов сторонней специализированной организацией;
  • использование ресурсов, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при расширении географии деятельности фирмы или при создании новой компании;
  • снижение рисков благодаря тому, что аутсорсеры инвестируют средства одновременно в большое количество компаний-клиентов. Компания-заказчик на развитом рынке аутсорсинга имеет возможность выбрать именно тех аутсорсеров, которые обладают наибольшим опытом в данной области.

Следует учитывать, что практически невозможно одновременное выполнение всех выше перечисленных преимуществ. Компания должна определить, какой результат, в конечном итоге, она хочет получить при переходе на аутсорсинговую модель ведения бизнеса. Необходимо представлять проблемы, с которыми придется столкнуться.

При передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций возникает реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг. Снизить этот риск можно, заказав аутсорсинг различных аспектов бизнеса разным аутсорсерам, хотя это и увеличивает издержки. Кроме того, первостепенное значение имеет нахождение добросовестных партнеров, отлично зарекомендовавших себя на рынке услуг, и грамотное заключение с ними контрактов с фиксацией всех необходимых условий.

Другой опасностью является потеря контроля над собственными ресурсами, отрыв руководства от части деятельности компании, вследствие чего оно может принимать неадекватные решения.

При работе с аутсорсерами может упасть производительность собственных сотрудников, так как они могут расценить аутсорсинг, сопровождающийся передачей части персонала сторонней компании и увольнениями, как измену.

Компания в случае неожиданного отказа от услуг аутсорсера или его банкротства, риск которого всегда существует, может столкнуться еще с одной неприятностью - необходимостью срочно искать новых партнеров или начать самостоятельно выполнять функции, ранее бывшие на аутсорсинге, в отсутствие необходимых знаний и опыта из-за длительного пользования услугами чужих специалистов вместо обучения своих.

Помимо перечисленных недостатков возможно и увеличение издержек при передаче второстепенных функций как расплата за стремление сосредоточиться на основной деятельности, и даже снижение качества при недобросовестности аутсорсера. Эти проблемы особенно остро стоят на неразвитых рынках, в условиях недостаточно сильной конкуренции, когда аутсорсер, заключив контракт, будет "накручивать" цены и не очень тщательно следить за качеством выполнения работы, понимая, что клиент не сможет найти другого поставщика услуг, т.е. когда аутсорсер будет фактически монополистом на рынке.

Мировая статистика свидетельствует, около 30% аутсорсинговых контрактов заказчиками не продлевается. Однако это не означает отказа от модели как таковой. Список услуг, предоставляемых аутсорсинговыми компаниями, будет расширяться, что создаст новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.



Обучение специалистов

Рассылка
производственных
заказов


Методическое пособие по субконтрактации

Сайт создан в рамках исполнения постановления от 30.07.04 N 119 "Об областной целевой программе поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005-2006 годы".




Ярославский центр субконтрактации
150000, Ярославль, ул. Свободы, 62
Телефон/факс: (4852) 21-85-24, 45-80-57, E-mail: subcontr@yartpp.ru

© ЯрТПП, 2005 — 2024