Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации
Предприятия-гиганты боятся перемен
Что нужно сделать Ярославлю, чтобы Россия вступила в ВТО?
ВОПРОС о необходимости поддержки малого бизнеса обсуждению при нынешней экономической политике не подлежит. Действительно, курс, обозначенный президентом России, ясен и не нов, на Западе, например, малое предпринимательство - основа национального процветания.
Пробный контакт
В РАМКАХ российского консервативного сознания «малый» понимается как ненадежный или недостаточно сильный (чтобы, к примеру, стать крупным). Однако существует ряд программ, направленных на поддержку малого бизнеса и изменение представлений о небольших предприятиях.
К таким относится действующая «Городская Программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2003 г.г.», принятая решением муниципалитета г.Ярославля в 2001 году, на которую было выделено более 3,7 млн. рублей. Мэрия выступила инициатором проведения ряда семинаров по производственной кооперации крупного и малого бизнеса на базе Ярославской торгово-промышленной палаты, где сложилась определенная техническая основа для проведения подобных мероприятий. На первом семинаре присутствовали более 45 предприятий города, в ходе его были рассмотрены вопросы по технологии субконтрактации, организации системы обмена информацией. Этот семинар изначально считался установочным, поскольку тема субконтрактации в Ярославле озвучивалась впервые.
Основная проблема состоит в том, что представители малого бизнеса привыкли выживать в одиночку. При всей высокой степени своей жизнеспособности, им приходится как раз не жить, а выживать. На самом деле перед малыми и даже средними предприятиями стоит масса неразрешимых на первый взгляд проблем, среди которых основной является конкуренция с крупными. И это несмотря на богатую практику других стран, где ее разрешили положительно для обеих сторон. В частности, такие гиганты, как Toyota, Toshiba самостоятельно производят очень маленькое количество комплектующих по сравнению со всем объемом производства, размещая заказы на придаточных, но самостоятельных производствах.
Реформа сознания
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ выгода такого взаимодействия вполне понятна: когда огромная инфраструктура предприятия-гиганта ложится на стоимость изготовления какой-либо маленькой детали, она возрастает до небес, в то время как малый бизнес высокоэффективен, имеет меньшие накладные расходы, что является прямым следствием более узкой специализации производства и невысоких управленческих расходов.
Именно потому, что наши крупные предприятия действуют по принципу «сами с усами» и имеют все необходимые ресурсы для изготовления конечного продукта, они работают с дисбалансом в управлении и имеют огромные расходы, которые покрываются тратами потребителя. Такие универсальные предприятия эффективны не во всех отраслях экономики. Для Ярославля это особенно актуально, поскольку в нашем городе большое количество предприятий, для которых понятие субконтрактации актуально в действительности. Это отрасли металлообработки, электроники и электротехники, полимерная промышленность, где развитие субконтрактации связано с производством и обработкой деталей из пластмасс и резины.
Выделяют американскую и японскую модель субконтрактации. Первая основана на взаимодействии большого количества заказчиков и исполнителей; в этом случае, например, крупное автомобильное предприятие имеет 2-2,5 тыс. субконтракторов. Вторая модель - многоуровневая: заказ распределяется между несколькими исполнителями, каждый из которых в свою очередь сотрудничает с еще более мелкими предприятиями; в таком случае общее число работающих над продуктом может достигать четырехсот. Для американцев основной критерий отбора - цена, для японцев - качество и надежность партнеров.
Как субконтрактация приживется в России - вопрос неоднозначный. С одной стороны, все-таки, несмотря на страх и риск, существует некая готовность мелких предприятий получать и, главное, исполнять заказы; это, в частности, демонстрирует полуторагодовой опыт ярославского Центра субконтрактации. С другой, закостеневшая система машиностроения и других отраслей делает их абсолютно неповоротливыми несмотря на то, что, например, использование мощностей в машиностроении сократилось на 30% и средний возраст технологического оборудования превысил двадцать лет. А уговорить руководителей крупных предприятий на перемены довольно сложно - они уже привыкли к сложившейся традиционной модели. Для нашей страны (и Ярославля как одного из ведущих промышленных центров) проблема реструктуризации отечественной промышленности, особенно машиностроения, должна ощущаться острее в связи с возможностью России стать членом Всемирной торговой организации.
Корыстное благородство
ЕСТЕСТВЕННО, очень актуальна проблема помощи в установлении контакта крупного и малого бизнеса. Мэрия Ярославля выступает в качестве аккумулятора этих процессов, поскольку имеет свой, можно сказать, «корыстный» интерес. Во-первых, в преддверии обвального сокращения рабочих мест развитие малого бизнеса привнесет новые рабочие места.
Кроме того, мэрии интересно увеличить процент от доходов малого предпринимательства в бюджете города. Муниципалитет в свою очередь принял ряд нормативных актов, направленных на поддержку инвестиционной деятельности на территории г. Ярославля. Более 30 инвестиционных проектов поддержаны исполнительной и законодательной властью.
Существует проблема получения банковских кредитов, процент по которым очень высок, и даются они, как правило, на срок не более одного года. Поэтому властям необходимо предоставлять гарантии малому бизнесу, а также обеспечить стартовый капитал путем субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам предприятий. Уже сейчас участь небольших предприятий облегчена, потому что есть положение, по которому нельзя вмешиваться в дела представителя малого бизнеса в течение трех лет.
Таким образом, теоретическая база для поддержки малых предприятий сложилась. На практическом уровне в Ярославле функционирует своя структура поддержки малому бизнесу - Ярославский региональный центр производственной кооперации и субконтрактации, который будет и в дальнейшем проводить семинары среди предприятий различного уровня по данной проблеме. Но на данном этапе, пока система взаимодействия не отработана, главным является не экономический (который придет с опытом), а человеческий фактор: руководителям крупных предприятий необходимо признать, что они на самом деле не столь самодостаточны, как принято думать, и нуждаются в помощи со стороны малого бизнеса.