Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации

ЯрТПП

Теория

Субконтрактация – эффективный подход к организации производства


«Субконтрактация» понятие для нашей экономики довольно новое, хотя по своей сути это определенная форма производственной кооперации: организация промышленного производства, рассчитанная на использование широкой сети поставщиков, состоящая из головного предприятия –контрактора и множества малых и средних предприятий – субконтракторов.

Развитие предпринимательства в промышленности признано для Москвы одним из приоритетных и чрезвычайно важных направлений, поскольку наш город является крупным промышленным центром и располагает огромным потенциалом в этой области. Центр субконтрактации создан и работает для того, чтобы помочь московским малым предприятиям найти партнеров по производственной кооперации. Ведь субконтрактация – это та форма сотрудничества, которая позволяет предприятиям наилучшим образом реализовать свои возможности.

Изначально развитие субконтрактации в нашей стране шло с большими трудностями и не совсем традиционным образом. Первыми выгоду применения ее механизма оценили руководители вновь создаваемых малых и средних предприятий (МСП). В отличие от промышленно развитых стран, где такие предприятия в основном являются субконтракторами (производят комплектующие для крупных предприятий), многие московские МСП выступают в роли контракторов (осуществляют разработку, производство и продвижение продукции конечного спроса).

Именно для того, чтобы малые и средние предприятия могли найти партнеров по производственной кооперации, и был организован Центр субконтрактации. Он был создан в 1998 г. в рамках совместного проекта Правительства Москвы и Специализированного агентства ООН UNIDO по промышленному развитию. Основное направление деятельности Центра – создание механизма интеграции крупного и малого бизнеса в промышленности, информационное и консалтинговое обеспечение субконтрактации.

Приступив к работе, мы поняли необходимость создания эффективного и доступного инструменты для поиска партнеров по производственной кооперации. Была разработана специальная информационная система, использующая возможности глобальной сети интернет. В нее входят две базы данных, связанные между собой.

Первая - это база данных по предприятиям, по сути, представляющая собой регистр их технологий и производственных возможностей. Предприятия представляют подробную информацию о выпускаемой продукции, о производственных возможностях, незагруженных мощностях, о том, что они предлагают для кооперации.

Вторая – база данных кооперационных заказов. Она содержит в себе информацию об актуальных заказах предприятий, включая чертежи, производственную программу и спецификации, требования к поставщику и изделию. Обе базы открыты в свободном доступе. Это значит, что любое московское малое предприятие, располагающее доступом в Интернет может бесплатно и быстро найти для себя посильный заказ или необходимых поставщиков.

В настоящее время услугами Центра пользуются значительное количество предприятий машиностроения, оборонного комплекса, электротехнической и электронной отрасли. Если к нам обращается заказчик-контрактор, мы помогаем ему выбрать из базы данных подходящего исполнителя заказа, т.е. субконтрактора. В случае необходимости мы можем провести экспертизу производственных возможностей поставщика. Заказчик может поступить и иным образом – разместить свой заказ в другом разделе информационной системы – поиска поставщиков.

Мы упростили и формализовали многие процессы и разместили информационную систему в Интернете на сайте www.subcontract.ru. Как показывает практика, эта система работает достаточно эффективно (мы оповещаем более 2000 предприятий): в течение 2-х недель к заказчику поступает от 5 до 20 предложений от поставщиков. Это позволяет контрактору выбрать лучшие условия и сэкономить от 10 до 30 % стоимости. Иногда не удается найти поcтавщика на изделие в целом, тогда мы разбиваем изделие на лоты и находим исполнителей на каждый лот. Количество заказов, размещаемых в нашей информационной системе, постоянно растет и составляет от 50 до 150 в неделю. А число пользователей – 250-350 посетителей в день. Недавно мы ввели новую услугу – бесплатную рассылку объявлений предприятий по рубрикам, а также оповещение о новых заказах, поступивших в систему.

Кстати, мы придерживаемся того принципа, что информационная система субконтрактации должна быть открытой, поэтому любой пользователь может бесплатно получить любую информацию о заказах, заказчиках и поставщиках. Регистрация в качестве субконтрактора для московских малых и средних промышленных предприятий также осуществляется бесплатно.

При использовании механизма субконтрактации в выигрыше оказываются обе стороны. Контрактор получает возможность уменьшить капиталовложения в средства производства и число занятых на предприятии, сконцентрировать свои усилия и административные ресурсы на стратегических направлениях производства, быстро обновлять модельный ряд, закупать комплектующие по мере необходимости, что позволяет сократить расходы в товарно-материальном секторе производства. Размещая заказы на специализированных предприятиях, он обеспечивает конкурентоспособные цены на свою конечную продукцию.

Субконтрактор, в свою очередь, имея стабильные заказы, получает дополнительную возможность сосредоточиться на своем производстве, а значит – повышать качество выпускаемой продукции, снижая ее себестоимость. Ему не нужно тратить средства на маркетинг и продвижение продукции. Более того, как показывает практика, долгосрочное сотрудничество приводит к тому, что заказчик редко отказывается от своего поставщика. Если контрактором выступает крупное предприятие, то, в некоторых случаях оно помогает своим поставщикам внедрить систему управления качеством. Такие примеры есть.

Как я уже отмечал, в роли контракторов у нас часто выступают малые и средние предприятия. Это происходит из-за неразвитости механизма защиты инноваций и невозможности получать полноценные роялти (лицензионные платежи) от продажи разработок. Разработчики вынуждены создавать МСП для производства инновационной продукции. Такие предприятия хорошо ориентируются на рынке и быстро занимают свободные рыночные ниши. Их рыночная активность и эффективность работы значительно выше, чем у большинства существующих крупных предприятий. Такие предприятия не вкладывают значительные средства в закупку оборудования и аренду производственных площадей. Только производство узлов, несущих ключевые ноу-хау и сборка. Основной объем работ они заказывают по субконтрактам и добиваются быстрого роста. Эти предприятия мобильны и способны быстро переориентироваться на выпуск новой продукции.

В целом же в мире сложилась иная система: в роли контрактора выступают, как правило, крупные предприятия, которые могут иметь несколько ярусов субконтракторов-поставщиков из числа МСП. Контрактор занимается только НИОКР, промышленным дизайном, маркетингом, какими-то ключевыми производственными процессам, влияющими на качество, и конечную сборку. Все остальное выполняют субконтракторы-МСП, на них может приходиться до 80% (бывает и больше) общего производства.

У нас пока далеко не все крупные предприятия активно используют подобную схему организации производства, хотя применение субконтрактации в развитых странах – Германии, Франции, Италии, Японии показало свою эффективность. Причина в том, что большинство российских крупных предприятий располагают производством полного цикла, и хотя такая схема неэффективна в условиях рыночного хозяйства, от нее многие пока не хотят отказываться. Изменить ситуацию, поставить все с головы на ноги должен активизировавшийся в последнее время процесс реструктуризации промышленных предприятий. Владельцы предприятий начинают понимать, что владеть незагруженным оборудованием и пустующими цехами не выгодно. Каждый рубль активов должен работать, приносить максимально возможную прибыль. Процесс реструктуризации сопровождается выссвобождением значительных ресурсов, на основе которых могут и будут созданы функциональные предприятия - субконтракторы, способные обеспечить головным предприятиям поставки комплектующих с соблюдением высоких требований, предъявляемых к качеству продукции.

Сейчас предприятия все лучше начинают понимать преимущества субконтрактации и стремятся их использовать. Об этом свидетельствуют статистические данные Центра субконтрактации: только за прошедший год количество заказов, прошедших через нашу систему, увеличилось в 8,5 раз, каждый день в систему входит примерно 10 новых пользователей. Однако стремление малых предприятий расширить свое участие в производственной кооперации наталкивается подчас на целый ряд препятствий. Прежде всего, они не всегда имеют необходимую информацию о текущих заказах и предъявляемых заказчиком требованиях, т.к. не располагают современными средствами связи и доступом в интернет. Невозможность предоставления полноценных гарантий не позволяет МСП привлекать в необходимом объеме заемные средства, что, в свою очередь, препятствует внедрять и сертифицировать системы управления качеством. Недостаток опыта и средств для маркетингового продвижения ограничивает рынки сбыта этим предприятиям.

Серьезным препятствием для развития кооперационных связей представляет региональная разобщенность – расстояния в нашей стране огромные.

Естественным решением этой проблемы стало создание межрегиональной системы центров субконтрактации. Наш Центр, который с самого начала задумывался как межрегиональный, активно участвует в ее создании, способствуя развитию межрегиональных связей московских предпринимателей. В настоящее время они уже заключили с нашей помощью договоры с предприятиями, расположенными на территориях вплоть до Урала. Мы оказываем помощь создающимся региональным центрам, предоставляя необходимые методики и возможность работать в созданной нами информационной системе, содействуем их дальнейшему развитию, проводим семинары и тренинги для специалистов. На сегодняшний день в регионах уже работает около 20 центров субконтрактации. Особо следует отметить эффективную работу Центра субконтрактации, созданного на базе Ярославской Торгово – промышленной Палаты. Этот Центр располагает квалифицированными специалистами, осуществляет собственные разработки, но особый акцент в своей работе делает на практическую деятельность – обслуживание предприятий.

В перспективе система региональных центров субконтрактации должна охватить всю страну, что позволит создать единое информационное пространство.

Решая все эти задачи, Центр субконтрактации стремится помочь малым предприятиям справиться с трудностями, как можно быстрее перейти к эффективным схемам производственных отношений, чтобы они могли уверенно работать с осознанием того, что они востребованы, нужны, что они основа и опора общества.

Артем Киселев,
генеральный директор МЦС,
президент НП «Национальное партнерство
развития субконтрактации»




Ярославский центр субконтрактации
150000, Ярославль, ул. Свободы, 62
Телефон/факс: (4852) 21-85-24, 45-80-57, E-mail: subcontr@yartpp.ru

© ЯрТПП, 2005 — 2024