Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации

ЯрТПП

Аутсорсинг - Статья "Как договор аутсорсинга отражается в бухгалтерском и налоговом учете"

Газета «Капитал»
Выпуск №51 (550) от 08.02.2006
Рубрика "Вопрос-Ответ"
Консультируют специалисты ЗАО «Аудит Приват Сервис»

Вопрос: Как договор аутсорсинга отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Какие достоинства и недостатки имеет аутсорсинг?

Ответ: Отражение затрат, связанных с привлечением персонала по договору аутсорсинга, в учете организации, привлекающей персонал, будет следующим.
В бухгалтерском учете в соответствии с положениями ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 33н, расходы организации, связанные с привлечением персонала по договору аутсорсинга, могут быть признаны и расходами по обычным видам деятельности, и прочими расходами (операционными, внереализационными, чрезвычайными) в зависимости от того, какие именно трудовые функции выполняют привлеченные сотрудники и от связи их работы с основной деятельностью организации.

Кроме того, расходы организации по привлечению персонала по договору аутсорсинга, могут быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением, изготовлением основных средств (необходимость в привлечении высококвалифицированной рабочей силы), с приобретением и созданием нематериальных активов (необходимость в привлечении высококлассных специалистов). В данном случае, учитывая соответствующие положения ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года N 26н, и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденного Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года N 91н, такие расходы должны быть включены в первоначальную стоимость этих объектов.

В налоговом учете «расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией», как указано в подпункте 19 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, учитываются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и (или) реализацией.

При этом, если расходы организации по привлечению персонала связаны с приобретением, изготовлением основных средств или нематериальных активов, на основании положений пунктов 1 и 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ они будут учитываться в первоначальной стоимости данных объектов.

Налог на добавленную стоимость по расходам организации, связанным с привлечением персонала по договору аутсорсинга, подлежит вычету в общем порядке.

По поводу отражения хозяйственных операций по договору аутсорсинга в организации, оказывающей данные услуги, необходимо отметить следующее.

Оказание услуг по договору аутсорсинга осуществляют чаще всего специализированные фирмы, таким образом, для организации, предоставляющей персонал, услуги аутсорсинга являются основной деятельностью, следовательно, доходы, полученные при осуществлении данного вида деятельности, в соответствии с положениями ПБУ 9/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 32н, в бухгалтерском учете будут признаваться доходами от основных видов деятельности.

Соответственно, и расходы, связанные с предоставлением персонала (заработная плата и другие выплаты, обусловленные трудовым договором, компенсации, единый социальный налог и т.д.) в соответствии с положениями ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 33н, будут отражены в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Отражение доходов и расходов, связанных с оказанием услуг по договору аутсорсинга, в налоговом учете организации-исполнителя производится в обычном порядке.

Поручение организацией сторонним исполнителям некоторых функций имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно.
Организации-аутсорсеры нередко имеют льготное налогообложение: применяют пониженные ставки единого социального налога в соответствии с положениями главы 24 Налогового кодекса РФ либо переходят на упрощенную систему налогообложения и, следовательно, не являются плательщиками единого социального налога. Учитывая данное обстоятельство, расходы организации-заказчика, которой предоставляется персонал, по оплате стоимости услуг при заключении договора аутсорсинга могут быть значительно меньшими, нежели расходы этой организации, связанные с оплатой труда и начислением соответствующих налогов, которые были бы понесены в случае, когда работники, выполняющие эти же функции, состояли бы в штате организации. Кроме того, при передаче части управленческих функций организациям-аутсорсерам самой организацией не тратятся время и силы на создание непрофильных подразделений, на поиск и подбор специалистов, на их оформление и ведение кадрового делопроизводства, происходит также снижение судебных издержек организации, связанных с разрешением трудовых конфликтов. Таким образом, у организации появляется возможность сконцентрироваться на основных направлениях деятельности. Это «плюсы» аутсорсинга.

Есть и «минусы»:

  • у организации-заказчика нет никаких рычагов влияния на временного сотрудника;
  • в случае утраты работником материальных ценностей организация-заказчик не имеет возможности привлечь работника к материальной ответственности (поскольку не является работодателем);
  • достаточно сложно определить границы ответственности стороны, предоставившей персонал, за результаты деятельности специалистов (качество и объемы выполненных работ, оказанных услуг);
    Так, например, довольно часто встречается ситуация, когда организации может понадобиться дополнительный сотрудник - специалист по ведению бухгалтерского учета, например, на время составления годового бухгалтерского отчета или в связи с сезонным характером деятельности организации. Если привлеченный по договору аутсорсинга рядовой бухгалтер исполнит свою работу некачественно, за его ошибки, выявленные впоследствии аудиторами при проведении аудиторской проверки или налоговыми органами, будет нести ответственность сама организация. В соответствии с пунктом 2 Закона РФ от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер, следовательно, он должен контролировать работу своих подчиненных и именно он виноват в том, что подчиненными были допущены ошибки. Обычно вся полнота ответственности за ведение бухгалтерского учета возлагается на организацию-аутсорсера только в том случае, если ее специалисты полностью ведут бухгалтерский учет у организации-заказчика.
  • к оформлению отношений, связанных с аутсорсингом, и к отражению данной хозяйственной операции в налоговом учете организации, которой предоставляется персонал, проявляется более пристальное внимание налоговых органов.


Обучение специалистов

Рассылка
производственных
заказов


Методическое пособие по субконтрактации

Сайт создан в рамках исполнения постановления от 30.07.04 N 119 "Об областной целевой программе поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005-2006 годы".


Ярославский центр субконтрактации
150000, Ярославль, ул. Свободы, 62
Телефон/факс: (4852) 21-85-24, 45-80-57, E-mail: subcontr@yartpp.ru

© ЯрТПП, 2005 — 2024