ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации

яр“ѕѕ

јутсорсинг - —тать€ "ѕроблемы учета аутсорсинговых услуг"

ј. —ито
ћатериал "‘едерального агентства финансовой информации"

— проблемой поиска сотрудников в той или иной степени сталкиваетс€ люба€ фирма. ƒело это дорогое и хлопотное. »менно поэтому многим компани€м приходит в голову мысль: а почему бы не воспользоватьс€ помощью сторонних организаций? ¬едь они сделают ту же работу и, возможно, их услуги обойдутс€ на пор€док дешевле. ¬се хорошо, если бы не одно довольно весомое "но".

ћножество ино€зычных слов вливаетс€ в наш богатый и могучий €зык, не стало исключением и слово "аутсорсинг". —мысл этого термина заключаетс€ в следующем: выполнение всех или части функций по управлению организацией передаетс€ сторонним специалистам. Ёто может быть охрана, уборка помещений, логистика, администрирование программного обеспечени€, маркетинговые исследовани€, ведение бухгалтерского учета и т. п.«аключа€ договор аутсорсинга, заказчик может легко определить свои затраты, так как платит фиксированные суммы. ј это иногда дешевле, чем организовать бизнес-процесс своими силами.

—делки аутсорсинга предпочтительнее оформить договором возмездного оказани€ услуг (гл. 39 √ ), в котором четко прописывают предмет соглашени€ (ст. 779 √ ).

Ѕез бумажки ты букашка

ќдна из первых областей, где себ€ успешно про€вил аутсорсинг, это бухгалтери€. ¬ силу того, что закон о бухгалтерском учете не запрещает использовать так называемую "внешнюю бухгалтерию", консалтинговые компании брали на обслуживание дес€тки организаций и "штопали" балансы. ѕри этом в штате самих предпри€тий бухгалтера могло не быть вовсе. ¬ насто€щее врем€ "внешнюю бухгалтерию" используют лишь небольшие организации, которые не в состо€нии позволить себе нан€ть квалифицированного специалиста.

ѕри аутсорсинге бухучета важнейшее значение приобретает сохранность первичных документов. ” каждой фирмы подход к данной проблеме свой.

  примеру, одни сами предпочитают вбивать данные из "первички" в бухгалтерскую программу. «атем уже эту базу передают по интернету в консалтинговую компанию, котора€ составл€ет отчеты. ” данного способа есть немало преимуществ: не только первичные документы останутс€ в целости и сохранности, но и таким образом сам хоз€ин будет в курсе расчетов с контрагентами.

ƒругие прибегают к помощи специалистов-компьютерщиков, которые создают ключи с ограниченным правом доступа к информационной базе фирмы. ѕри этом аудиторска€ компани€ может скачать необходимые документы дл€ занесени€ их в бухгалтерскую программу и составлени€ отчетности.

≈сли же возникает потребность передать документы, то делать это следует только по описи и лучше представл€ть не оригиналы, а копии. ѕоступа€ таким образом, очень сложно что-то потер€ть или не отыскать в нужный момент необходимый документ.

ѕростой учет

—огласно пункту 9 ѕЅ” 10/99 затраты на аутсорсинг относ€т к расходам по обычным видам де€тельности в качестве управленческих. »значально они отражаютс€ на счете 26 "ќбщехоз€йственные расходы" в том периоде, когда аутсорсер оказал фирме свои услуги (независимо от того, оплатила их компани€ или нет). ј потом общехоз€йственные расходы списывают на себестоимость продукции (работ или услуг). ƒелают это одним из двух способов (в зависимости от того, какой пор€док фирма закрепила в "бухгалтерской" учетной политике):

  • в дебет счетов учета производственных затрат (20, 23 или 29), если учет ведетс€ по полной производственной себестоимости;
  • в дебет счета 90-2 "—ебестоимость продаж", если по сокращенной себестоимости.

«атраты на аутсорсинг в налоговом учете включают в состав прочих расходов, св€занных с производством и реализацией (подп. 19 и 36 п. 1 ст. 264 Ќ ). ≈сли организаци€ использует метод начислени€, то она может отражать эти затраты (подп. 3 п. 7 ст. 272 Ќ ):

  • на дату проведени€ расчетов в соответствии с услови€ми договоров;
  • на дату предъ€влени€ расчетных документов (например, счетов-фактур или актов сдачи-приемки работ);
  • в последний день отчетного (налогового) периода.

 онкретный пор€док учета расходов устанавливаетс€ "налоговой" учетной политикой фирмы. ѕри кассовом методе отражают расходы в налоговом учете тогда, когда оплат€т услуги аутсорсера (ст. 273 Ќ ).

—умму Ќƒ—, предъ€вленную фирмой-аутсорсером, заказчик вправе поставить к вычету. –азумеетс€, при условии, что он ведет де€тельность, облагаемую Ќƒ—, и получил от исполнител€ счет-фактуру.

ѕример: ѕо договору аутсорсинга «јќ "ѕорт" проводит администрирование программного обеспечени€ дл€ ќќќ "ѕигма". ѕредположим, что ежемес€чна€ стоимость услуг по договору составл€ет 17 700 руб., в том числе Ќƒ— - 2700 руб. ¬ бухгалтерском учете "ѕигмы" это будет отражено такими запис€ми:
ƒебет 26  редит 60 - 15 000 руб. - отражена стоимость услуг аутсорсера;
ƒебет 19  редит 60 - 2700 руб. - учтен Ќƒ— по оказанным услугам;
ƒебет 68 субсчет "–асчеты по Ќƒ—"  редит 19 - 2700 руб. - прин€т к вычету Ќƒ— по оказанным услугам;
ƒебет 90-2  редит 26 - 15 000 руб. - стоимость услуг включена в себестоимость продаж.

—вой или чужой

ќдна из прелестей аутсорсинга в том и состоит, что именно вам наймом персонала заниматьс€ не надо, вы можете потребовать нужных вам людей от аутсорсера. ѕросто прекрасные "трудовые" взаимоотношени€: если вам кто-то не понравилс€, его тут же замен€т; опасности, что кто-то уйдет в декрет, тоже нет, так как эту проблему быстро исправ€т.

–еальных трудовых отношений у вас не возникает, персонал, который работает по договору аутсорсинга, находитс€ в штате у аутсорсера; а вы же оплачиваете лишь предоставл€емые услуги. —ледовательно, вполне можете сэкономить на ≈—Ќ.

≈ще одна ситуаци€, в которой может быть полезен аутсорсинг, касаетс€ исключительно организаций на ”—Ќ.  ак следует из подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 Ќалогового кодекса, фирмы с численностью работников более ста человек не имеют права примен€ть ”—Ќ. ”спешное предпри€тие неизбежно подвержено росту, тут-то и спасает заштатный персонал. „исленность сотрудников можно не увеличивать, переложив часть нагрузки на аутсорсера.

 ак и у монеты, у аутсорсинга есть обратна€ сторона. ѕри отнесении затрат на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, вам придетс€ доказать их обоснованность и экономическую оправданность. ¬ данном вопросе арбитры, как правило, станов€тс€ на сторону организации, но бывают и другие случаи.

‘ирма-заказчик заключила договор аутсорсинга (на ведение бухучета) и выплаты по нему относила на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. ќднако в ходе камеральной проверки инспекторы признали эти затраты необоснованно завышенными. ¬ подтверждение своих слов контролеры указали, что до заключени€ договора в бухгалтерии работали 7 человек и при этом выручка заказчика была больше, чем после аутсорсинга, когда численность бухгалтеров увеличилась до 32 человек. ѕри общем уменьшении объема выручки от реализации товаров наблюдалось увеличение заработной платы в среднем на одного работника. ѕричем сумма расходов на оплату услуг исполнител€ по договору аутсорсинга превысила расходы компании-заказчика на ведение бухгалтерского учета того же качества в 1,2 раза. ѕризнав расходы на аутсорсинг необоснованными, контролеры доначислили компании налог на прибыль.

‘ирма с таким решением налоговых работников не согласилась и подала жалобу в суд. Ќо судьи прин€ли сторону ревизоров (постановление ‘ј— «ападно-—ибирского округа от 20 июн€ 2005 г. Ш ‘04-3725/2005(12156-ј46-26)). јрбитры указали, что дл€ учета затраты должны быть обоснованными по экономическим, юридическим, иным основани€м или св€заны с получением дохода. —ледовательно, перед тем как воспользоватьс€ аутсорсингом, компании придетс€ проанализировать, сможет ли она в действительности оценить его необходимость.

≈сть и другой момент: велика веро€тность "подсадки клиента на иглу".  огда вы начинаете зависеть от вашего партнера, он может подн€ть цену на оказываемые услуги. ѕочувствовав все удобства аутсорсинга, очень сложно перейти на обычные способы подбора персонала, даже если услуги аутсорсеров станов€тс€ невыгодными.

—ледующа€ проблема заключаетс€ в отсутствии вовлеченности у "сторонних" сотрудников.  аждый работник заштатного корпуса не воспринимает компанию, в которой он работает, как свою, а это напр€мую вли€ет на корпоративный дух. ѕоэтому огонька в глазах у таких работников вы не заметите.

“аким образом, придетс€ тщательно взвесить, есть ли необходимость в аутсорсинге, продумать все детали, установить разумные сроки, выбрать достойного партнера. Ќу а если сильной потребности в аутсорсинге нет или он очень дорого обходитс€, лучше от него отказатьс€, советуют эксперты журнала "ѕрактическа€ бухгалтери€". ¬ любом случае последнее слово остаетс€ за вами.


ќбучение специалистов

–ассылка
производственных
заказов


ћетодическое пособие по субконтрактации

—айт создан в рамках исполнени€ постановлени€ от 30.07.04 N 119 "ќб областной целевой программе поддержки субъектов малого предпринимательства ярославской области в промышленной сфере путем развити€ производственной кооперации на 2005-2006 годы".


яндекс.ћетрика


ярославский центр субконтрактации
150014, ярославль, ул. —вободы, 62
“елефон/факс: (4852) 21-85-24, 45-80-57, E-mail: subcontr@yartpp.ru

© яр“ѕѕ, 2005 Ч 2019