Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации
Новости
06.09.2006 | Котельное оборудование - сделать выбор!
Рыночная экономика, ориентированная на эффективность предприятий и снижение себестоимости продукции, развитие индивидуального строительства, а также реформирование жилищно-коммунального комплекса создали в России предпосылки для децентрализации системы теплоснабжения. Во многих регионах наметилась явная тенденция к применению наиболее эффективных многофункциональных, автономных систем отопления и горячего водоснабжения.
Министр регионального развития РФ Владимир Яковлев оценивает российский рынок ЖКХ в 300 млрд. руб. при общем жилфонде 2,8 млрд. кв. м. Эта цифра сравнима с нефтедобывающей отраслью, являющейся, как известно, основой российской экономики. И не нужно быть великим экономическим стратегом, чтобы определить наиболее выгодные сферы коммунального хозяйства: посмотрите любую квитанцию об оплате коммунальных услуг, и вы увидите, что чуть ли не треть суммы - это оплата тепла и горячего водоснабжения.
Итак, альтернативной централизованного теплоснабжения выступают котельные, обеспечивающие теплом и горячей водой от коттеджа до небольших городов. На возросший спрос наиболее быстро отреагировали зарубежные компании, предложившие такой разнообразный ассортимент котельного оборудования, что впору говорить о настоящей экспансии иностранного оборудования на российский рынок. Рынок котельного оборудования, сложившийся в России на настоящий момент, крайне разнообразен и не уступает по количеству марок автомобильному. Сравнение с автомобильным рынком кажется наиболее уместным еще и потому, что при модернизации или строительстве новой котельной перед собственником встают те же самые вопросы, что и при покупке автомобиля: что приобрести - продукцию ВАЗ или Mercedes.
Как и в случае с автомобилем, первым критерием выбора становится качество продукции, где лидируют все те же немцы: признанным лидером котельного оборудования является компания Viessmann, за ней следуют Vaillant, Buderus, Loos. В середине 1990-ых были популярны котлы марки Bosch.
Как бы не рекламировались достоинства, например, «десятки», любой автолюбитель будет грезить Mercedes. Популярный немецкий автомобиль - это качество, надежность, безопасность. То же самое - и на котельном рынке. Немецкая продукция - вне конкуренции. Но! Уже сейчас российский автопром переживает сложнейшие времена, поскольку зарубежные производители автомобилей активно осваивают российский рынок, открывая в нашей стране свои заводы, разрабатывая все новые и новые финансовые механизмы для доступности иномарок. В итоге стоимость все той же «десятки» сопоставима, например, с немецким Ford или французским Renault. В этом случае выбор автолюбителя, если только он не патологический патриот, очевиден. И, как показывает практика, таких патриотов на российских дорогах, все меньше и меньше.
Чуть иначе дела обстоят на рынке котельного оборудования. При всех преимуществах немецкая техника исключительно дорогостоящая, а потому российскому потребителю не всегда по карману.
Свою толику практически свободного еще пока российского рынка котельного оборудования пытаются занять Beretta, Hermann и Ferolli (Италия), Saunier Duval и De Dietrich (Франция), Dakon и Proterm (Чехия), ACV (Бельгия), СТС (Швеция), Roca (Испания), Saturn (Корея) и другие. Оборудование этих фирм значительно дешевле, а потому доступнее.
Не будем лукавить, зачастую главным критерием выбора все-таки является не качество продукции, а ее цена. Как бы простому российскому автолюбителю не хотелось бы ездить на новеньком, сверкающем Mercedes, стоимость самой простой модели немецкого авто превышает стоимость новой «Лады» минимум в два раза. А потому приходится спускаться с небес на землю и выбирать оптимальный вариант по качеству, надежности, безопасности, комфорту, стоимости содержания и обслуживания приобретенного товара.
И в этом случае российское котельное оборудование становится максимально привлекательным для покупателя.
«В настоящее время российское котельное оборудование может составить хорошую конкуренцию даже немецкой продукции, не говоря уже о производителях из других стран, - считает генеральный директор инжиниринговой компании «Зиосаб-Дедал» Виталий Рубин. - По всем основным характеристикам - массе, КПД и т.д. - российские котлы, конечно, не лучше, но уже и не хуже импортных».
Среди российских производителей котельного оборудования лидирующее положение занимает ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», одно из дочерних предприятий которого и занимается изготовлением коммунальных котлов. Сильны позиции ОАО «Стройтрансгаз», ОАО «Дорогобужкотломаш», ГП «Рэмэкс».
Так, по словам Виталия Рубина, котлы марки «Зиосаб», так же как и импортные работают на всех видах традиционного топлива. Конструкция котла обеспечивает быстрый доступ к сварным швам, что делает эксплуатацию легкой и удобной. Использование цельнотянутых труб в трубных пучках котлов практически исключает вероятность течи. Автоматическое управление не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.
«Не надо забывать, что Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» - одно из крупнейших энергомашиностроительных предприятий страны, основанное в 1919 г., - отмечает Виталий Рубин. - Более 50 лет завод проектирует и изготавливает энергетические котельные установки для ТЭС, в том числе на экспорт. За этот период изготовлено около 700 котлов, установленных на 150-ти электростанциях. Доля экспорта оборудования составляет около 80% от общего объема выпуска продукции завода. С таким опытом просто невозможно производить плохую продукцию. Кстати, КПД каждого котла «Зиосаб» не менее 92% -а это самый высокий в мире уровень. При этом соблюдены жесткие экологические требования - выбросы СО и NОх сведены к минимуму, что позволяет ставить наши котельные даже в природоохранных зонах».
У отечественной продукции есть и другие преимущества. Так, в автоматическом блоке есть датчики, реагирующие на сбои в работе котла. Они отключат систему в критической ситуации (например, если корпус котла перегрелся, закончилось топливо или возникла другая неисправность). Но у автоматики есть и «минус»: отключается электричество - отключается и автоматика, следом за ней - вся отопительная система. Зато некоторые отечественные котлы работают без электричества. Для российской действительности это существенный аргумент «за».
Специалисты считают, что если современный котел - иностранный или российский - грамотно установить и эксплуатировать строго по инструкции, то можно не беспокоиться, что он сгорит или взорвется. Нужно только проводить профилактические работы не реже одного раза в полгода.
Именно здесь кроется следующий существенный «плюс» российского производителя. Как правило, представительства иностранных производителей котельного оборудования ориентированы на продажу продукции. Основной аргумент тех же немцев: «Наша продукция настолько надежна, что будет работать минимум 10 лет без дополнительного сервиса».
Между тем, не секрет, что любой изготовитель защищает свое оборудование от неквалифицированного вмешательства в его работу, снижая гарантии при отсутствии пуско-наладки или сервисного центра. И если что-то все-таки случится, кто останется виноватым?! Чтобы не беспокоиться о профилактике и возможных неполадках, удобнее всего заключить договор на сервисное обслуживание со специализированной фирмой. В случае с российскими производителями это намного проще.
«Наша компания «выросла» из обычного представительства производителя, в инжиниринговую компанию, которая предлагает весь спектр услуг - от проекта котельных до их сервисного обслуживания, - рассказывает Виталий Рубин. - Сейчас мы не только продаем оборудование для котельных, но и строим эти котельные, проводим пусконаладочные работы, обучаем персонал котельных, а затем берем на сервисное обслуживание построенные нами объекты. Мы можем обеспечить бесперебойную работу наших котельных в течение всего срока их службы».
При выборе котельного оборудования есть моменты, на которых, можно сэкономить. Немецкое оборудование иногда излишне автоматизировано. Viessmann, например, может работать в соответствии с программой, заданной на неделю, с учетом изменения температуры окружающей среды, сохраняя постоянную температуру в доме, реагируя на движение человека по помещению, учитывая еще пять-шесть параметров. Такая автоматизация, несомненно, обеспечивает дополнительный комфорт, но так ли она необходима, если благодаря этому стоимость котла возрастает на 70%?
Не надо забывать и о том, что иностранный капитал смотрит на шаг вперед. Если сейчас иностранные компании только продают котлы, то через 10 лет они захотят поставлять к этим котлам запчасти. И тогда может приключиться та же история, что и с бритвенными станками Gillette: сама бритва стоит сравнительно немного, а вот запасные лезвия к ней - в несколько раз дороже.
И последнее. Сравните основные характеристики надежности, эффективности и безопасности иностранного и российского котельного оборудования. Теперь сопоставьте различия стоимости котлов зарубежного и отечественного производства с Вашими представлениями об уровне жизни в странах-изготовителях и получите вполне удовлетворительное совпадение. А теперь спросите себя, сможете ли вы отказаться от излишнего комфорта или стильного дизайна, или готовы доплачивать за чужую «сладкую жизнь» в течение последующих 20 лет?