Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации
Новости
04.04.2006 | Для развития транспорта необходимо наладить частно-государственное партнерство
В ходе расширенного заседания коллегии Минтранса 4 апреля с докладом на тему «Основные итоги социально-экономического развития транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2005 году и задачи на 2006 год» выступил министра транспорта РФ Игорь Левитин.
По его словам, за последние годы роль транспорта в экономической и общественной жизни, в системе национальной безопасности России существенно изменилась. Вклад транспорта в формирование ВВП составил в 2005 г. 7%, отрасль занимает по этому показателю четвертое место в России. Инвестиции в транспортные проекты, снижая уровень транспортных издержек, сдерживают рост инфляции. Доля транспорта в структуре инвестиций возросла с 11% в 2004 году, до 13% в 2005 году. Объем инвестиций в основной капитал в организациях транспортного комплекса вырос на 19,1% по сравнению с 2004 годом.
В ходе своего выступления И.Левитин остановился на основных результатах транспортного комплекса России в 2005 году. По его словам, рост общего грузооборота по всем видам транспорта составил 2,9%. Основным фактором, повлиявшим на рост объема грузоперевозок, явилось увеличение объемов внешней торговли, оживление деятельности реального сектора экономики, положительная динамика производства в основных грузообразующих отраслях. Наибольший прирост по грузообороту зафиксирован на автомобильном транспорте – 6,3 %.
В 2005 году продолжалась работа по совершенствованию и укреплению нормативно-правового поля транспортной отрасли. Вступил в силу закон «О российском международном реестре судов». Внесен в правительство проект закона о платных дорогах.
В 2005 году было завершено строительство ряда крупных инфраструктурных объектов в разных отраслях транспорта. Однако И.Левитин отметил, что состояние транспортной инфраструктуры не в полной мере соответствует запланированному уровню, что связано со старением основных фондов и необходимостью корректировки нормативов текущего содержания объектов, многие из которых разработаны в середине прошлого века. Создание специализированных фондов финансирования развития инфраструктуры может стать одним из инструментов реализации государственной политики в сфере транспорта, подчеркнул он.
И.Левитин отметил, что рост конкурентоспособности транспорта невозможен без развития качественно нового вида транспортных услуг, основанного на принципах логистических технологий. Требования рыночной экономики, а также унификация стандартов качества, в свете вступления России в ВТО, поставили в ряд первоочередных проблему создания сети многопрофильных логистических терминалов.
И.Левитин отметил, что необходимо стремиться к внедрению инновационных технологий управления перевозками, созданию транспортной инфраструктуры нового поколения, высокоскоростных автодорожных и железнодорожных магистралей. Качественные сдвиги по внедрению инновационных технологий должны произойти также в области картографической и геодезической деятельности.
И.Левитин подчеркнул, что транспортный комплекс России не может развивается исключительно за счет средств бюджета. В связи с этим Минтрансом предпринимается ряд усилий для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения дополнительных частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры. Главными направлениями в этой работе становится развитие государственно-частного партнерства. Основной формой сотрудничества с инвесторами могут стать концессии в сфере платных автодорог, железнодорожных объектов, морских и речных портов, аэропортов, ледокольного флота, приграничных пунктов пропуска. В развитие принятого в 2005 году ФЗ «О концессионных соглашениях», Минтранс совместно с Минэкономразвития подготовил типовые концессионные соглашения в сфере транспорта.
Еще одним направлением государственно-частного партнерства, по словам И.Левитина, является стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий. Условия для этого складываются благоприятные: экономический рост объективно повышает спрос на услуги транспорта и инвестиционную привлекательность транспортных проектов.
И.Левитин подчеркнул, что в текущем году реформы в сфере транспортного комплекса продолжаются. Прежде всего, это связано с переходом к третьему этапу программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, который предполагает рост конкуренции в грузовых и выделение пассажирских перевозок как конкурентного сектора. Подготовлена Концепция реформирования дорожного хозяйства. Минтрансом также разработана Концепция управления федеральным имуществом гражданских аэропортов. Началась разработка Концепции развития грузового автомобильного транспорта.